Как устроен бобслей

Что чувствует человек, сидящий внутри боба, мчащегося на скорости 160 км/ч? Сегодня мы можем узнать об этом из первых рук – от одного из лучших разгоняющих российской команды, многократного призера Олимпийских игр, чемпиона Европы и мира Алексея Воеводы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несколько лет назад мне довелось попасть на олимпийскую бобслейную трассу в Турине. Коллегам с телевидения нужно было заснять с нескольких точек, как боб-«четверка» пролетает по трассе, и я вызвался помочь «подержать камеру». И вот я сижу на бетонном бортике, направляя объектив камеры выше по склону, туда, откуда слышится быстро нарастающий далекий рокот приближающегося спортивного снаряда.

Сидящий рядом начальник эксплуатации трассы протягивает руку и направляет камеру выше, еще выше — на верхнюю часть внешней стены ледяного желоба. И вовремя: через несколько секунд всего в метре от нас на сумасшедшей скорости с грохотом проносится что-то красное, напоминающее поезд, но только идущий по вертикальной стене.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Снаряд

Боб представляет собой закрытую углепластиковым обтекателем рамную конструкцию из двух соединенных шарнирно половинок. Шарнирное соединение дает возможность бобу проходить виражи, прижимаясь ко льду всеми четырьмя коньками. Рулевой трапеции, как в автомобиле, у боба нет, и поворотной является вся передняя часть. Пилот управляет с помощью рулевых тяг, причем это нужно делать очень точно и плавно — иначе есть риск потерять управление.

Подбор коньков под конкретные погодные условия, температуру, конфигурацию и состояние трассы — это целая наука: существуют коньки для льда, для снега, для более или менее крутых виражей и даже для различной развесовки боба или положения центра тяжести. Имеют значение профиль и геометрия коньков, твердость сплавов, методы закалки и обработки поверхности. Даже такие мелочи, как нагревание коньков во время спуска, могут сыграть свою роль. Это передний край спортивных технологий, и некоторые команды уделяют им огромное внимание: скажем, в немецкой команде научная группа состоит из сорока человек!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Боб — это гравитационный снаряд, так что его масса очень важна — чем тяжелее, тем быстрее он будет на спуске. Однако по регламенту масса боба вместе с командой ограничена 630 кг для «четверок», 340 кг для женских «двоек» и 390 кг для мужских. Но при этом сам боб выгодно делать как можно более легким, наращивая массу именно за счет спортсменов.

Эта «активная масса» позволяет более эффективно управлять бобом во время спуска — спортсмены могут переносить центр тяжести в нужную сторону на виражах, удерживая боб на трассе и заставляя проходить ее быстрее. В случае необходимости можно использовать небольшой балласт — для улучшения развесовки и ходовых качеств, но при этом пустой боб не должен весить менее 170 кг — иначе неизбежна дисквалификация.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бывают и анекдотические случаи. «Когда мы с пилотом Александром Зубковым выступали в 2010 году в Ванкувере, взвесили боб накануне старта: 171 кг. Вроде все в порядке, но решили перестраховаться — прикрутили еще 700 г. На финише взвешиваемся — 170,5! А если бы без балласта поехали? На следующий день опять выступаем, вроде уже и запас есть, и тут интуиция подсказала: а давай-ка еще граммов 600 добавим. На финише взвешиваемся — опять 170,5! В общем, то ли наш боб весы невзлюбили, то ли он худел в знак солидарности с нами!» — смеется Алексей Воевода.

С толкача

Хотя боб движется вниз под действием гравитации, его сначала нужно как следует разогнать. Этап разгона — один из самых важных в бобслее. Как говорит Алексей Воевода, хороший разгон не означает победу, но плохой почти гарантирует поражение. Разгонная часть длится меньше пяти секунд, и каждая сотая доля секунды играет большую роль. На дистанции 50 м команда должна разогнать боб до скорости около 50 км/ч, да еще и сесть в него. Первым запрыгивает пилот, потом (в случае «четверки») по очереди «боковики», а последним — задний разгоняющий, или брейкмен, от английского слова brake (тормоз), поскольку именно задний разгоняющий дергает за тормозную гребенку после пересечения финишной линии, чтобы снизить скорость и остановиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Брейкмен должен запрыгнуть в самый последний момент и так, чтобы ни в коем случае не затормозить боб: это приведет к потере выходной скорости. Задача достаточно сложная: бывает, что боб «уезжает» без зазевавшегося заднего разгоняющего (что приводит к дисквалификации команды). «Четких критериев, когда именно наступает тот самый момент, когда дальше разгонять уже некуда и нужно запрыгивать, нет, — говорит Алексей Воевода. — Это должна подсказать интуиция в каждом конкретном заезде».

На спуске бобом управляет пилот, но это не значит, что остальная команда — просто пассажиры. Их задача — по договоренности с пилотом перемещать центр тяжести в проблемных виражах, удерживая боб на льду, не давая ему перевернуться (переворот не только автоматически ведет к поражению, но и чреват серьезными травмами — вся защитная экипировка бобслеиста состоит из шлема и тонкого комбинезона). Причем делать это приходится практически вслепую, подсчитывая повороты (трассу видит только пилот), в тесноте, ориентируясь на собственный опыт и вестибулярный аппарат, и при ускорениях, достигающих 6 g.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сила и скорость

Существуют виды спорта, где решающую роль играет сила, и другие, где во главе стоит скорость. Бобслей же требует и того и другого: разгон должен быть быстрым и сильным. Среди бобслеистов множество представителей силовых видов спорта — борцов и штангистов. Алексей Воевода до начала своей карьеры в бобслее был многократным чемпионом мира и обладателем Кубка мира по армрестлингу.

По его собственным словам, сначала пришлось учиться правильно бегать. Зато сила и мышечная масса (около 111 кг) помогали ему разгонять боб. Впрочем, среди бобслеистов не меньше легкоатлетов, ведь разгон боба — не что иное, как спринт. «Причем силовой спринт, и с постоянным нарастанием темпа, — уточняет Алексей. — Профессиональные спринтеры привыкли быстро разгоняться и поддерживать постоянный темп, это хорошо для "боковиков".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А задний разгоняющий должен бежать с постоянным ускорением, хотя и на короткую дистанцию. Ему необходимо разогнать боб до очень высокой скорости — в конце разгонной эстакады он движется быстрее, чем знаменитый спринтер Усейн Болт!» К тому же важна не только скорость, но и длина шага: если спортсмены побегут «не в ногу», это тоже может сказаться на эффективности разгона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Непременный атрибут бобслея — специальные шиповки, «бобслейки», с тремя сотнями коротких тонких иголочек в передней части подошвы. Такая конфигурация шипов меньше повреждает лед. Несмотря на то что после каждого заезда трассу проверяют и очищают, повреждения льда могут стать неприятным сюрпризом для спортсменов при разгоне в следующем заезде. Нежелательно и наличие снега на стартовой эстакаде — чтобы шипы легче очищались от снега и льда, спортсмены даже обрабатывают их смазкой типа WD40. Идеальная температура льда — чуть ниже нуля (-3°С), более холодный лед тяжело прокалывается шипами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для честной борьбы

Ну и конечно, очень многое зависит от бобслейной трассы. Еще несколько лет назад в России их просто не существовало, и спортсменам приходилось для тренировок ездить за границу — в Австрию или Швейцарию. Сейчас ситуация изменилась — у нас появились две трассы, в подмосковном Парамоново и в Сочи. «Причем сочинская на сегодняшний день если не лучшая в мире, то одна из лучших, — говорит Алексей Воевода. — Ее проектировали при активном участии канадца Терри Гудзовского, который считается самым опытным в мире специалистом по строительству санно-бобслейных трасс. В результате она получилась очень безопасной и комфортной — с закрытой от осадков стартовой эстакадой и ареной для разогрева спортсменов над треком. На этой трассе все будет определяться опытом и мастерством спортсменов — это будет честная, но острая борьба».