Для полноценного функционирования сайта необходимо включить JavaScript.
Адреналин

Попpобуй на вкус настоящей боpьбы: Бои реконструкторов

Это обычные современные люди. Но время от времени они берут в руки меч и щит и превращаются в грозных воинов Средневековья
Дмитрий Мамонтов
Апрель 2010
    • В индивидуальном поединке оценивается умение наносить четкие концентрированные удары. Ещё Есть и аналог нокаута — после первого падения следует предупреждение, после второго засчитывается поражение
    • В групповом или командном сражении критерий только один: упал — вышел из игры
    • В бугурте (это западноевропейский термин для массового сражения воинов) основным оружием служат не мечи, а более тяжелые фальшионы, топоры и алебарды — с их помощью противника легче сбить с ног или отправить в нокаут

    Сидя на грубой деревянной скамье, я ловлю себя на мысли, что с помощью машины времени попал в XIII век. Мои соседи по столу одеты в типично средневековую домотканую одежду, их разговоры посвящены самым обычным вещам, принятым в мужской компании. Вокруг снует самая разная публика — вот прошел английский лучник, будто сошедший со страниц баллады о Робине Гуде, а вот испанский щеголь с Аламеды в любовно отполированной до блеска, но изрядно помятой кирасе отдыхает, сидя в тени стены Выборгского замка. Народ потихоньку начинает расползаться по своим шатрам и надевать доспехи, готовясь к бугурту, массовому сражению — главному мероприятию любого фестиваля исторической реконструкции. Ведь мало что в мире может сравниться с ощущением, которое возникает у зрителей и участников, когда две закованные в сталь шеренги, ощетинившиеся фальшионами, топорами и алебардами, со звоном сталкиваются между собой.

    Реконструкция и фехтование

    Чаще всего с исторической реконструкцией ассоциируются оружие, доспехи и поединки. Однако на самом деле это более широкое понятие, а именно — попытка воссоздания внешнего образа и конструктивных особенностей самых разных предметов определенного исторического периода в комплексе. Среди реконструкторов, уделяющих больше внимания доскональному воссозданию вещей, окружавших человека в Средние века (это направление называется living history, живая история), наиболее популярна эпоха викингов (VIII-XI века), поскольку история материальной культуры того времени подробно изучена. Поклонники этого направления в меньшей степени занимаются фехтованием (защитный доспех, распространенный в то время, не обеспечивает достаточной безопасности), а вместо этого, например, устраивают многодневные походы на ладьях по рекам и экспедиции на самодельных лыжах, подбитых мехом и смазанных салом. Читать далее

    Люди, которые занимаются историческим фехтованием, предпочитают более позднюю эпоху (XII-XV века). Это связано с тем, что до XII века не было доспехов, которые бы надежно защищали от концентрированных ударов мечом, а после XV столетия доспех стал либо очень сложен и часто не предназначен для пешего боя (полный рыцарский максимилиановский доспех), либо не полностью защищал бойца (полудоспех пикинеров и алебардеров без защиты ног, лица, шеи). В историческом фехтовании восстанавливают комплекс вооружения и защиты определенной эпохи и страны. При этом допускается использование «иностранных» предметов (например, с XIII века в Европе появляется масса вещей с Востока), но их наличие нужно четко обосновывать с помощью каких-либо исторических источников. А иначе, как объясняет руководитель студии прикладного фехтования «Спата» и капитан сборной России по историческому фехтованию Андрей Зимин, можно уподобиться горе-реконструкторам XXII века из анекдота, которые установили башню от «Пантеры» на корпус Т-34 с объяснением: «Эпоха-то одна!»

    Отступление от истории

    Историческое фехтование стремится соответствовать реалиям эпохи. «Ведь нельзя явиться на прием к английской королеве в джинсах, — говорит Андрей.- Так и в исторической реконструкции есть свой дресс-код. С каждым годом требования ужесточаются. Например, вы уже не увидите на фестивалях современных туристических палаток — только вполне историчные шатры. Доспехи и бытовые принадлежности возят не в каких-нибудь баулах, а в сундуках, около шатров сооружают стойки для алебард, так что в целом создается впечатление настоящего средневекового военного лагеря. В историческом фехтовании существует масса ограничений: нельзя использовать современную обувь, современные элементы защитного снаряжения, спортивную одежду. Никаких современных материалов типа алюминия и титана — только сталь, кожа и ткань».

    Однако некоторые послабления в историческом фехтовании по сравнению с реконструкцией все же допустимы. Воин, участвующий в ристалище исторического фехтования, должен выглядеть как воин той эпохи. Можно, например, выйти в шлеме, похожем на исторический аналог. В реконструкции такое не пройдет: там важна буквально каждая деталь — из скольких частей состоит шлем, как они соединены — сварены или склепаны «впотай», как и чем залужены швы.

    Вооружен и безопасен

    В историческом фехтовании можно использовать влагоотводящие подшлемники, скрытую защиту (наколенники, паховые раковины), но с условием, что ни один современный элемент не будет виден. Допускается установка стальной маски под бармицей (кольчужной сеткой на шлеме) для защиты нижней части лица. «В реальности этого элемента не существовало, — поясняет Андрей, — но при ударе в челюсть тяжелым клинком можно легко выбить зубы, а услуги дантистов нынче дороги!» Исходя из требований безопасности приходится жертвовать и кое-какой внешней достоверностью. Например, одно из самых травмоопасных мест — кисть вооруженной руки — можно защищать «коробочкой» — сплошной стальной рукавицей с отверстием для рукояти меча. Такого элемента тоже не существовало, но приходится мириться — пальцы дороже.

    Оружие должно быть не заточено (ширина режущей кромки не менее 2 мм), острие клинка — скруглено (под диаметр примерно 50-копеечной монеты). Существует оговоренная масса для различных типов оружия: скажем, меч должен весить от 1,4 до 2 кг, фальшион (тесак) — от 1,4 до 2,5, двуручный меч — от 1,4 до 3,5. Для групповых боев обязательны пластинчатый доспех (кольчуга не соответствует требованиям безопасности) из каленой (предпочтительно) или некаленой стали толщиной 1,5−2,5 мм, паховая раковина, защита лица и затылочной области. Правилами запрещены концентрированные удары в затылок, позвоночник, голеностоп, стопу и в пах — то есть в жизненно важные или не защищенные доспехом зоны. «Если относиться к правилам и своему снаряжению серьезно, — говорит Андрей Зимин, — историческое фехтование — вполне безопасный вид спорта. Скажем, гораздо более безопасный, чем бокс».

    Себя показать, других посмотреть

    «В этом году любителей средневековой истории ожидает настоящий праздник, — говорит Андрей Зимин. — В Хотинской крепости (Черновицкая область, Украина) с 30 апреля по 4 мая пройдет Первый международный фестиваль исторической реконструкции «Битва наций». Это будет многонациональный фестиваль (что соответствует историческим реалиям — Хотинская крепость находилась на перекрестке между Европой, Русью и Востоком) с обширной шоу-программой для участников и туристов».

    Организаторы обещают максимальное приближение к исторической реальности. Спортивная составляющая тоже будет очень внушительной, спортсмены четырех национальных сборных (по 50 человек) из России, Белоруссии, Украины и Польши сразятся в нескольких номинациях: один на один, причем на трех видах оружия — меч/щит, меч/баклер (кулачный щит), двуручный меч; командные сражения 5 на 5 и 21 на 21, а также групповое сражение.

    Если в жаpком бою испытал, что почем

    «Этот тяжелый, жесткий контактный вид спорта, — говорит Андрей, — дает хорошую силовую, скоростную и психологическую подготовку, однако имеет мало отношения к 'современной действительности' - ни у кого из нас под рукой, если что, не будет меча. Почему же люди этим занимаются? Для профессиональных историков это часть работы. Для других — легкий (без отрыва от реальности) вариант эскапизма. Для третьих — активный отдых на природе, для четвертых — возможность ощутить азарт средневекового боя не в виртуальной, а в самой что ни на есть материальной реальности. Но для поколения людей, воспитанных на романах Вальтера Скотта и киноролях Бориса Хмельницкого, историческое фехтование — это не только достижение победы над собой и противником, но и возможность ощутить настоящую романтику рыцарства: верность, честь, способность к самопожертвованию и веру в друзей, которые всегда прикроют твою спину».

    Совсем не детские игры

      Среди реконструкторов множество профессиональных историков, да и некоторые любители способны на равных потягаться со специалистами

      Почти точные копии

      Защитный доспех должен максимально соответствовать «оригиналу». Однако допускаются и некоторые отступления от правила — например, связанные с происхождением материалов: в историческом фехтовании не требуется выплавлять кричное железо. Для изготовления пластинчатых доспехов можно использовать обычную листовую сталь, а для кольчуги — стандартную проволоку.

      Всё по науке

      Мнение реконструкторов формируется так же, как в научном сообществе, — по достоверным данным (раскопки, упоминания в источниках, изображения) или по той или иной трактовке этих данных. Как принято среди ученых, можно выдвигать различные гипотезы, но нужно быть готовым их доказать. Точность допуска, принятая в исторической реконструкции, — 50 лет.

      В России проводится два Основных тематических фестиваля. Самый крупный посвящен битве на Куликовом поле (сентябрь), второй — Ледовому побоищу (апрель). Крупные фестивали широкой тематики проводятся летом: в июне — «Черноморское порубежье», в июле — в крепости Корела (Приозерск Ленинградской области) и Кирилло-Белозерском монастыре, в августе — в Выборге и Изборске (один из крупнейших фестивалей). Подобные мероприятия проводятся не только в России: в 2010 году исполняется 600 лет со дня Грюневальдской битвы, поэтому ежегодный фестиваль исторической реконструкции пройдет в Польше с особой помпой. В этом году состоится первый фестиваль «Битва наций» в Хотинской крепости (30 апреля — 4 мая), в рамках которого будет проводиться чемпионат мира по историческому фехтованию.

      Виды фехтования

      Спортивное фехтование представляет собой спорт с совершенно четкими правилами. В поединках используются специальные спортивные снаряды (шпаги, рапиры, сабли), имеющие крайне мало общего с боевым оружием.

      Историческое фехтование — это, по сути, армейское фехтование XIII — начала XIV века. Для этого времени колющая функция меча была почти не характерна, он был ориентирован скорее на разрубающие удары, что связано с малым распространением пластинчатого доспеха и с качеством материала клинка. Поэтому уколов в историческом фехтовании нет (это также обусловлено требованиями безопасности).

      Артистическое фехтование — это не поединок, а скорее танец с холодным оружием, здесь главное - шоу со своей драматургией. Фехтовальные техники (в основном спортивные) совмещаются со сценическим действием.

      Позднесредневековое фехтование — аналог дуэльного фехтования XVII—XIX вв.еков. Это полноконтактный спорт, фехтование на полновесных аналогах ренессансных шпаг или сабель с коваными эфесами и клинками из текстолита (для уменьшения травмоопасности). Поединки проводятся в усиленных колетах (часто — кожаных) и фехтовальных масках.

      Спортивный меч Фехтование нетравмоопасными имитаторами клинкового оружия (конструктивно представляющими собой пластиковый стержень, обтянутый слоем амортизирующего материала в тканевом чехле) с применением смягченных щитов и спортивной экипировки для рукопашного боя изначально использовалось в качестве тренировки в историческом фехтовании. Но со временем эта техника превратилась в отдельный вид спорта, в основном ориентированный на детско-юношескую аудиторию (7−16 лет). Это прекрасная школа подготовки для тех, кто в дальнейшем планирует заняться историческим фехтованием.

      Спортивный меч позволяет освоить технику исторического фехтования, силовую и скоростную подготовку достаточно тяжелыми снарядами с минимальной травмоопасностью.